Вам помочь или не мешать?
читать дальшеА) Изначально икона создавалась как предмет культа, такой же предмет поклонения, как и крест.
Б) В древности к иконе как к предмету поклонения относились с большим уважением. Икона считалась лучшим и очень ценным подарком.
В) Иконы были не только в храме, они были в каждом доме на самом почетном месте - в красном углу – висели образа.
Г) А еще иконы устанавливались на развилках дорог, у колодцев, вывешивались на воротах при въезде в город.
Записать в тетради значение слова “ИКОНА”
Кого чаще всего изображали на иконах?
Чаще всего изображали святых.
А почему святых?
А) В средние века в жизни каждого человека, кем бы он ни был и чем бы ни занимался, играли большую роль, При крещении ребенок получал христианское имя в честь какого-либо святого. Считалось, что этот святой покровительствует человеку на протяжении всей его жизни.
Б) Не только одному человеку. Целым категориям людей. Никто не оставался без покровительства святых.
Святой Георгий считался покровителем воинов и хлебопашцев.
Святой Николай покровительствовал строителям.
Козьма и Демьян покровительствовали кузнецам и лекарям.
А как вы думаете, когда на Руси появились иконы?
Мне кажется, на Руси первые иконы появились с принятием христианства на Руси .
Совершенно верно. Иконы на Руси появились после принятия Русью христианства. Сначала их привозили из Византии. Именно византийские художники стали первыми учителями русских изографов.
Русская икона писалась в иконописных мастерских при храмах, на липовой доске, покрытой левкасом (грунт из мелового порошка в смеси с клеем животного происхождения). Левкас тверд, плотен, белого цвета – это грунт под окраску и позолоту. В старину краски растирались на воде с добавлением яичного желтка. Написание иконы это сложный, трудоемкий процесс, требующий большого умения.
Существует Иконописный Подлинник, необходимый для работы иконописцев, в котором перечислены «атрибуты», отличающие одного Святого от другого. Так, например, Святые мученики, изображаемые на иконах, держат крест, епископы – Евангелие, пророки – свитки, Святые изображаются с бородами, а Ангелы – безбородыми.
Иконы писал иконописец темперными яичными красками, очень дорогими, натуральными, даже полудрагоценными материалами (камнями), которые растирались в пыль. Яичная темперная живопись сочеталась с басмой (вид ювелирной техники, имитирующей чеканку), сканью (узор, выполненный из тонкой золотой, серебряной, медной проволоки, свитой в веревочку), зернью (мелкие драгоценные шарики диаметром 0,4 мм), эмалью (прочное цветное стекловидное покрытие).
Перед началом работы над иконой художник постился, воздерживался от хмельного, накануне ходил в баню, облачался в чистую рубаху. Приступая к работе, иконописец возносил молитву Богу, испрашивая у него благодати на труды свои.
Удачно написанные образы считались написанными не иконописцем, но Богом. Имен древнерусских художников сохранилось очень мало. Ведь считалось, что руками иконописцев писал икону сам Бог, и потому казалось неуместным называть имя человека, чьими руками Бог воспользовался.
С другой стороны, иконописание было воистину сокровенным общением с миром иным, и называть себя было не нужно: ведь Бог сам знает того, кто творит образ, точнее, молитвенно и смиренно пытается воспроизвести Прообраз.
Золотой цвет
Золотой блеск мозаик и икон позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога. Этот цвет сияет различными оттенками на иконе Владимирской Божией Матери.
Пурпурный цвет
Пурпурный, или багряный, цвет был очень важен в византийской культуре. Это цвет царя, владыки - Бога на небе, императора на земле. Только император мог подписывать указы пурпурными чернилами и восседать на пурпурном троне, только он носил пурпурные одежды и сапоги (всем это строжайше запрещалось). Кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью. Этот цвет присутствовал в иконах на одеждах Богоматери - царицы Небесной.
Красный цвет
Красный - один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения - победы жизни над смертью. Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны - как знак торжества вечной жизни.
Белый цвет
Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом Праведники - люди, добрые и честные, живущие "по правде". Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.
Синий и голубой цвета
Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой.
Зеленый цвет
Зеленый цвет - природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зеленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь - в сценах Рождества.
Коричневый цвет
Коричневый - цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.
Черный цвет
Черный цвет - цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры - символы могилы - и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Например, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос - старца в короне в иконе Сошествия Святого Духа. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, - это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.
Цвет, который никогда не использовался в иконописи - серый. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы
"Русская икона является одним из самых примечательных художественных открытий 20 века. В 19 столетии даже коллекционеры, специально собиравшие памятники древнерусской иконописи, не подозревали, какие красоты они в себе таят: Когда в 900-х годах впервые приступили к расчистке икон, выяснилось, что под поновлениями и записями древнее письмо превосходно сохранилось и приобрело твёрдость и плотность кости: И сразу же стало очевидно, сто это искусство не было ни аскетическим, ни суровым, ни фанатичным, что в нём ярко отразилось живое народное творчество, что оно перекликается своей просветлённостью и какой-то особой ясностью в строе форм с античной живописью, что его следует рассматривать как одно из самых совершенных проявлений русского гения"
Снятие золотой ризы принесло, однако, разочарование почитателям древнерусского искусства, надеявшимся увидеть, наконец, подлинное творение знаменитого мастера: под ней оказалась весьма банальная живопись. То был результат последнего поновления, произведённого в конце 18-го века. Но, когда один за другим начали снимать "беззаконные" красочные слои, всех охватило беспредельное восхищение: из скрывавшей его так долго темницы высвобождалось одно из самых значительных, самых одухотворённых созданий мировой живописи.
Расчистка иконы всё же не была доведена до конца. По требованию духовенства рублёвская живопись вновь была запрятана под роскошный оклад.
Только во второй половине 20-го века "Троица", переданная в Третьяковскую галерею была полностью раскрыта, чтобы занять там первое место среди шедевров древнерусского искусства. Ведь именно это произведение вернее всего даёт ключ к пониманию красот всей древнерусской иконописи.
Подробности жизненного пути Андрея Рублёва известны очень мало. Вероятно, Андрей Рублев жил в Троицком монастыре при Никоне Радонежском, который стал игуменом после смерти Сергия Радонежского (1392); здесь же, скорее всего, он и был пострижен в монахи. Годы жизни называются примерные, считается, что он родился около 1360 года, а умер в 1430. Андрей - монашеское имя; мирское имя неизвестно (скорее всего, по тогдашней традиции, оно тоже начиналось на А). Его фамилия позволяет предположить, что он происходил из ремесленников. Рубель - это инструмент для накатки кож. Сохранилась икона, подписанная "Андрей Иванов сын Рублёв"; она поздняя и подпись явно поддельная, но, возможно, является косвенным свидетельством того, что отца художника действительно звали Иваном. Рублев, по преданию, был спокойным и кротким человеком, чье существование было занято только монастырской службой, искусством и размышлениями.
Известно, что творил А. Рублёв на рубеже 14-15 веков в Москве и был, по существу, основателем самостоятельной Московской художественной школы.
Как и всякий средневековый автор, он не подписывал свои произведения, в летописях его имя употреблялось редко. Однако историки предполагают, что он был монахом, долгое время жил в Троице-Сергиевом монастыре, одном из крупных культурных центров Руси той поры. Здесь для здания Троицкого собора он и написал своё великое произведение "Троицу".
Вполне возможно, что потом Андрей Рублёв жил в Москве, в Андронниковом монастыре. В 1405 году он вместе с известным иконописцами Феофаном Греком и Прохором из Городца участвовал в росписи Благовещенского собора Московского Кремля. Некоторые иконы этого собора сохранились до наших дней. Приписывают ему также и миниатюры рукописи "Евангелие Хитрово", названный по имени его владельца. Среди миниатюр особенно выделяется мастерством рисунка и изысканностью изображение ангела.
В 1408 году Андрей Рублёв вместе с Даниилом Чёрным, своим товарищем, расписывает Успенский собор во Владимире. Здесь до наших дней сохранились фрески на тему страшного суда, который, согласно Библии, является Божьим судом над грешниками и воздаянием праведникам во время наступления конца света.
Для звенигородского собора Успения Рублёв выполнил Звенигородский чин - иконы Спаса, архангела Михаила и апостола Павла.
Где-то уже после 1422 года Рублёв расписал Троицкий собор в Загорске фресками, которые, к сожалению, не сохранились, и вместе со своими учениками создал его иконостас.
Полагают, что умер великий художник в Андронниковом монастыре 29 января 1430, там же был и погребён. Дата его смерти - единственная точная дата: она была высечена на могильной плите и скопирована до того, как плита погибла.
"Троица"
В основу иконы легла библейская легенда о явлении трёх путников-ангелов старцу Аврааму и его жене Саре. Патриарх Авраам угадал в дивных путниках божества и пышно угостил их.
Андрей Рублёв не стал передавать все детали библейского предания, он лишь уделил внимание трём фигурам. Это Бог-отец, Бог-сын и Святой Дух. Ангелы восседают за столом, в центре которого чаша, символизирующая готовность к жертвенному подвигу.
Три высших божества, Святая Троица, перед нами, они объединены чувством взаимной любви. Посмотрите, как их расположил художник. На кого бы мы не взглянули, наш взгляд обязательно, невольно будет скользить к соседнему и в каждом находить настроение взаимопонимания и доверия.
Перед нами мир глубокого, неразрывного единства. Рублёв нашёл самое простое и мудрое композиционное решение для того, чтобы выразить идеи единства, мира и согласия. Он подчинил изображение мотиву круга.
Посмотрите, все изображения вписаны в замкнутую линию круга: вот круглая форма нимба вокруг головы ангелов, округлые рисунки распахнутых крыльев, круглящиеся линии плеч, и даже изгиб ствола дерева, очертания пригорка, изображённые в глубине.
Средний и левый ангелы жестами рук благословляют жертвенную чашу: один из них (Бог-отец) вдохновляет сына на жертву во имя спасения человечества; другой (Сын) покорно соглашается её принять. Третий ангел - Святой Дух, тоже протягивает руку к чаше, утешает Христа в его жертвенном подвиге. Они безмолвствуют и как будто никак не общаются, даже не смотрят друг на друга, тем не менее, между ними царит полное согласие, доверие и понимание.
Ангелы изображены с грациозно склонёнными головами. Они смотрят вниз, посылая благословение на землю. Во взгляде их - печаль о томящихся внизу людях.
Три Ангела, три странника у дуба
Мамврийского. Какая тишина
От них исходит. Как озарена,
Сияет глубь иконы! Сердцу любы
Они давно. Печалью мягкой светят
Глаза у одного, и нежный лик его задумчив.
Он главой поник.
В Другом – величье. Строг и светел третий.
Пред ними чаша. Посохи свои они поставили.
Пред вещей чашей дух замирает.
Тихи, не случайны сейчас их речи, полные любви.
Они здесь, близко. В мир сошли печали,
Чтоб осенить покровом и спасти, -
Три странника из озаренной дали,
Вкушающие хлеб и соль земли.
Б) В древности к иконе как к предмету поклонения относились с большим уважением. Икона считалась лучшим и очень ценным подарком.
В) Иконы были не только в храме, они были в каждом доме на самом почетном месте - в красном углу – висели образа.
Г) А еще иконы устанавливались на развилках дорог, у колодцев, вывешивались на воротах при въезде в город.
Записать в тетради значение слова “ИКОНА”
Кого чаще всего изображали на иконах?
Чаще всего изображали святых.
А почему святых?
А) В средние века в жизни каждого человека, кем бы он ни был и чем бы ни занимался, играли большую роль, При крещении ребенок получал христианское имя в честь какого-либо святого. Считалось, что этот святой покровительствует человеку на протяжении всей его жизни.
Б) Не только одному человеку. Целым категориям людей. Никто не оставался без покровительства святых.
Святой Георгий считался покровителем воинов и хлебопашцев.
Святой Николай покровительствовал строителям.
Козьма и Демьян покровительствовали кузнецам и лекарям.
А как вы думаете, когда на Руси появились иконы?
Мне кажется, на Руси первые иконы появились с принятием христианства на Руси .
Совершенно верно. Иконы на Руси появились после принятия Русью христианства. Сначала их привозили из Византии. Именно византийские художники стали первыми учителями русских изографов.
Русская икона писалась в иконописных мастерских при храмах, на липовой доске, покрытой левкасом (грунт из мелового порошка в смеси с клеем животного происхождения). Левкас тверд, плотен, белого цвета – это грунт под окраску и позолоту. В старину краски растирались на воде с добавлением яичного желтка. Написание иконы это сложный, трудоемкий процесс, требующий большого умения.
Существует Иконописный Подлинник, необходимый для работы иконописцев, в котором перечислены «атрибуты», отличающие одного Святого от другого. Так, например, Святые мученики, изображаемые на иконах, держат крест, епископы – Евангелие, пророки – свитки, Святые изображаются с бородами, а Ангелы – безбородыми.
Иконы писал иконописец темперными яичными красками, очень дорогими, натуральными, даже полудрагоценными материалами (камнями), которые растирались в пыль. Яичная темперная живопись сочеталась с басмой (вид ювелирной техники, имитирующей чеканку), сканью (узор, выполненный из тонкой золотой, серебряной, медной проволоки, свитой в веревочку), зернью (мелкие драгоценные шарики диаметром 0,4 мм), эмалью (прочное цветное стекловидное покрытие).
Перед началом работы над иконой художник постился, воздерживался от хмельного, накануне ходил в баню, облачался в чистую рубаху. Приступая к работе, иконописец возносил молитву Богу, испрашивая у него благодати на труды свои.
Удачно написанные образы считались написанными не иконописцем, но Богом. Имен древнерусских художников сохранилось очень мало. Ведь считалось, что руками иконописцев писал икону сам Бог, и потому казалось неуместным называть имя человека, чьими руками Бог воспользовался.
С другой стороны, иконописание было воистину сокровенным общением с миром иным, и называть себя было не нужно: ведь Бог сам знает того, кто творит образ, точнее, молитвенно и смиренно пытается воспроизвести Прообраз.
Золотой цвет
Золотой блеск мозаик и икон позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога. Этот цвет сияет различными оттенками на иконе Владимирской Божией Матери.
Пурпурный цвет
Пурпурный, или багряный, цвет был очень важен в византийской культуре. Это цвет царя, владыки - Бога на небе, императора на земле. Только император мог подписывать указы пурпурными чернилами и восседать на пурпурном троне, только он носил пурпурные одежды и сапоги (всем это строжайше запрещалось). Кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью. Этот цвет присутствовал в иконах на одеждах Богоматери - царицы Небесной.
Красный цвет
Красный - один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения - победы жизни над смертью. Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны - как знак торжества вечной жизни.
Белый цвет
Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом Праведники - люди, добрые и честные, живущие "по правде". Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.
Синий и голубой цвета
Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой.
Зеленый цвет
Зеленый цвет - природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зеленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь - в сценах Рождества.
Коричневый цвет
Коричневый - цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.
Черный цвет
Черный цвет - цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры - символы могилы - и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Например, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос - старца в короне в иконе Сошествия Святого Духа. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, - это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.
Цвет, который никогда не использовался в иконописи - серый. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы
"Русская икона является одним из самых примечательных художественных открытий 20 века. В 19 столетии даже коллекционеры, специально собиравшие памятники древнерусской иконописи, не подозревали, какие красоты они в себе таят: Когда в 900-х годах впервые приступили к расчистке икон, выяснилось, что под поновлениями и записями древнее письмо превосходно сохранилось и приобрело твёрдость и плотность кости: И сразу же стало очевидно, сто это искусство не было ни аскетическим, ни суровым, ни фанатичным, что в нём ярко отразилось живое народное творчество, что оно перекликается своей просветлённостью и какой-то особой ясностью в строе форм с античной живописью, что его следует рассматривать как одно из самых совершенных проявлений русского гения"
Снятие золотой ризы принесло, однако, разочарование почитателям древнерусского искусства, надеявшимся увидеть, наконец, подлинное творение знаменитого мастера: под ней оказалась весьма банальная живопись. То был результат последнего поновления, произведённого в конце 18-го века. Но, когда один за другим начали снимать "беззаконные" красочные слои, всех охватило беспредельное восхищение: из скрывавшей его так долго темницы высвобождалось одно из самых значительных, самых одухотворённых созданий мировой живописи.
Расчистка иконы всё же не была доведена до конца. По требованию духовенства рублёвская живопись вновь была запрятана под роскошный оклад.
Только во второй половине 20-го века "Троица", переданная в Третьяковскую галерею была полностью раскрыта, чтобы занять там первое место среди шедевров древнерусского искусства. Ведь именно это произведение вернее всего даёт ключ к пониманию красот всей древнерусской иконописи.
Подробности жизненного пути Андрея Рублёва известны очень мало. Вероятно, Андрей Рублев жил в Троицком монастыре при Никоне Радонежском, который стал игуменом после смерти Сергия Радонежского (1392); здесь же, скорее всего, он и был пострижен в монахи. Годы жизни называются примерные, считается, что он родился около 1360 года, а умер в 1430. Андрей - монашеское имя; мирское имя неизвестно (скорее всего, по тогдашней традиции, оно тоже начиналось на А). Его фамилия позволяет предположить, что он происходил из ремесленников. Рубель - это инструмент для накатки кож. Сохранилась икона, подписанная "Андрей Иванов сын Рублёв"; она поздняя и подпись явно поддельная, но, возможно, является косвенным свидетельством того, что отца художника действительно звали Иваном. Рублев, по преданию, был спокойным и кротким человеком, чье существование было занято только монастырской службой, искусством и размышлениями.
Известно, что творил А. Рублёв на рубеже 14-15 веков в Москве и был, по существу, основателем самостоятельной Московской художественной школы.
Как и всякий средневековый автор, он не подписывал свои произведения, в летописях его имя употреблялось редко. Однако историки предполагают, что он был монахом, долгое время жил в Троице-Сергиевом монастыре, одном из крупных культурных центров Руси той поры. Здесь для здания Троицкого собора он и написал своё великое произведение "Троицу".
Вполне возможно, что потом Андрей Рублёв жил в Москве, в Андронниковом монастыре. В 1405 году он вместе с известным иконописцами Феофаном Греком и Прохором из Городца участвовал в росписи Благовещенского собора Московского Кремля. Некоторые иконы этого собора сохранились до наших дней. Приписывают ему также и миниатюры рукописи "Евангелие Хитрово", названный по имени его владельца. Среди миниатюр особенно выделяется мастерством рисунка и изысканностью изображение ангела.
В 1408 году Андрей Рублёв вместе с Даниилом Чёрным, своим товарищем, расписывает Успенский собор во Владимире. Здесь до наших дней сохранились фрески на тему страшного суда, который, согласно Библии, является Божьим судом над грешниками и воздаянием праведникам во время наступления конца света.
Для звенигородского собора Успения Рублёв выполнил Звенигородский чин - иконы Спаса, архангела Михаила и апостола Павла.
Где-то уже после 1422 года Рублёв расписал Троицкий собор в Загорске фресками, которые, к сожалению, не сохранились, и вместе со своими учениками создал его иконостас.
Полагают, что умер великий художник в Андронниковом монастыре 29 января 1430, там же был и погребён. Дата его смерти - единственная точная дата: она была высечена на могильной плите и скопирована до того, как плита погибла.
"Троица"
В основу иконы легла библейская легенда о явлении трёх путников-ангелов старцу Аврааму и его жене Саре. Патриарх Авраам угадал в дивных путниках божества и пышно угостил их.
Андрей Рублёв не стал передавать все детали библейского предания, он лишь уделил внимание трём фигурам. Это Бог-отец, Бог-сын и Святой Дух. Ангелы восседают за столом, в центре которого чаша, символизирующая готовность к жертвенному подвигу.
Три высших божества, Святая Троица, перед нами, они объединены чувством взаимной любви. Посмотрите, как их расположил художник. На кого бы мы не взглянули, наш взгляд обязательно, невольно будет скользить к соседнему и в каждом находить настроение взаимопонимания и доверия.
Перед нами мир глубокого, неразрывного единства. Рублёв нашёл самое простое и мудрое композиционное решение для того, чтобы выразить идеи единства, мира и согласия. Он подчинил изображение мотиву круга.
Посмотрите, все изображения вписаны в замкнутую линию круга: вот круглая форма нимба вокруг головы ангелов, округлые рисунки распахнутых крыльев, круглящиеся линии плеч, и даже изгиб ствола дерева, очертания пригорка, изображённые в глубине.
Средний и левый ангелы жестами рук благословляют жертвенную чашу: один из них (Бог-отец) вдохновляет сына на жертву во имя спасения человечества; другой (Сын) покорно соглашается её принять. Третий ангел - Святой Дух, тоже протягивает руку к чаше, утешает Христа в его жертвенном подвиге. Они безмолвствуют и как будто никак не общаются, даже не смотрят друг на друга, тем не менее, между ними царит полное согласие, доверие и понимание.
Ангелы изображены с грациозно склонёнными головами. Они смотрят вниз, посылая благословение на землю. Во взгляде их - печаль о томящихся внизу людях.
Три Ангела, три странника у дуба
Мамврийского. Какая тишина
От них исходит. Как озарена,
Сияет глубь иконы! Сердцу любы
Они давно. Печалью мягкой светят
Глаза у одного, и нежный лик его задумчив.
Он главой поник.
В Другом – величье. Строг и светел третий.
Пред ними чаша. Посохи свои они поставили.
Пред вещей чашей дух замирает.
Тихи, не случайны сейчас их речи, полные любви.
Они здесь, близко. В мир сошли печали,
Чтоб осенить покровом и спасти, -
Три странника из озаренной дали,
Вкушающие хлеб и соль земли.
@темы: Хомячка::Уроки истории