Вам помочь или не мешать?
читать дальшеВспомните, что такое герб?
Ответ учащихся : Герб – отличительный знак, символ города, государства, сословия, рода, отдельного человека.
Итак, это символ, а символ, по трактовке словаря иностранных слов, художественный образ, воплощающий какую-то идею.
Вопрос: Вспомните, у кого впервые в Западной Европе появились гербы?
Ответ: У рыцарей это был отличительный знак одного человек
Первым английским королём, имевшим личный герб, был Ричард I Львиное сердце (1157-1199). Его три золотых леопарда использовались с тех пор всеми
королевскими династиями Англии.
В развитии геральдики большую роль сыграли крестовые походы.
Почему?
Во время крестовых походов европейские феодалы, которые были хорошо всем известны у себя на родине, влились в огромное интернациональное войско
и на общем фоне потеряли обычно ярко выраженную внешнюю индивидуальность, из-за чего и возымели потребность как-то выделять себя из массы таких
же рыцарей, демонстрировать свою национальную, родовую и военную принадлежность. Завоевания крестоносцев всегда сопровождались ужасным разбоем
и грабежом, поэтому было установлено правило, согласно которому рыцарь, первым ворвавшийся в любой дом взятого города, объявлялся собственником
всего, что в нем находилось. Рыцари должны были как-то отмечать награбленное, чтобы оградить его от посягательств соратников. С появлением гербов эта
проблема решалась прибиванием к двери дома щита с гербом его нового владельца. Такую потребность имели не только отдельные крестоносцы, но и
крупные военачальники: жители взятых их отрядами домов и кварталов вывешивали у себя знамена этих войск, чтобы не подвергнутся грабежу со стороны
других феодалов. Здесь следует отметить, что конфликты из-за дележа добычи, стычки и споры за честь взятия того или иного города возникали в среде
крестоносцев постоянно. Еще можно добавить, что все крестовые походы были очень плохо организованы. При подготовке военных операций царила полная
неразбериха, а во время сражений происходила всеобщая свалка. Все свои раздоры, алчность, коварство и жестокость, от которых стонала Европа, светские
и церковные феодалы принесли с собой на Восток. Позднее это (как и традиционно предательская политика Византии) приведет к краху крестоносного
движения и изгнанию европейцев с захваченных территорий, а пока назрела необходимость как-то упорядочить ситуацию. Пример был перед глазами:
арабские воины пользовались щитовыми эмблемами, как правило состоящими из надписей или рисунков цветов и фруктов. Этот обычай, как и множество
других, был заимствован крестоносцами и стал одним из камней в фундаменте зарождающейся геральдик
Турниры надолго стали неотъемлемой частью западноевропейской жизни. К участию в них допускались только рыцари с безупречной репутацией.
Нарушение рыцарского кодекса грозило ужасным позором. Около 1292 года были введены новые, более безопасные правила для турниров -
"Statutum Armorum". Можно было пользоваться только тупым оружием. Каждому рыцарю разрешалось иметь только трёх оруженосцев. В поединках
теперь применялись специальные копья, легко ломающиеся при ударе. Запрещалось сражаться вне очереди, ранить лошадь противника, наносить
удары иначе, чем в лицо или грудь, продолжать бой после того как противник поднял забрало, выступать группой против одного. Нарушители лишались
оружия, лошадей и заключались в тюрьму на срок до трёх лет.
Из дикого кровавого побоища турниры эволюционировали в красочные театрализованные представления, где формальности приобретали всё большее
значение, а собственно борьба стала менее важной и более условной. Например, в "Турнире Мира", проведённом в Виндзорском парке в Англии в 1278
году, употреблялись мечи, сделанные из обтянутого пергаментом китового уса, и посеребрённые, шлемы из варёной кожи и щиты из лёгкого дерева.
За определённые достижения в состязании рыцарь получал очки (например, премиальные очки начислялись за сбитое навершие). Победителя определяли
коронованные особы, старейшие рыцари или специально назначенные судьи (нередко - герольды), иногда вопрос о победителе решали дамы, в честь
которых сражались рыцари. Турниры традиционно были проникнуты подчёркнуто благоговейным отношением к женщине, составлявшим едва ли не
основу рыцарского кодекса. Награда победителю в турнире доставалась из рук дамы. Рыцари выступали украшенные каким-нибудь значком,
полученным от своих дам. Иногда дамы приводили своих рыцарей связанными цепью - цепь считалась символом особой чести и доставалась лишь
избранным. В каждом состязании последний удар наносился в честь дамы, и здесь рыцари особенно старались отличиться. После турнира дамы вели
победителя во дворец, где его разоружали и устраивали в его честь пир, на котором герой занимал самое почётное место. Имена победителей
заносились в особые списки, их подвиги передавались потомкам в песнях менестрелей. Победа в турнире приносила и материальные выгоды: иногда
триумфатор отбирал у противника лошадь и оружие, брал его в плен и требовал выкупа. Для многих бедных рыцарей это был единственный способ добыть
средства к существованию.
С пятницы до воскресенья, когда турниры разрешались церковью, каждый день шли поединки, а вечерами устраивались танцы и празднества.
Существовало несколько видов состязаний: конные ристания, когда рыцарь должен был выбить противника из седла ударом копья; битва мечами;
метание копий и стрел; осада деревянных замков, выстроенных специально для турниров. Другим, помимо турнира, способом проявить храбрость была
"защита проходов". Группа рыцарей объявляла, что в честь своих дам будет оборонять какое-либо место от всех желающих. Так, в 1434 году при Орбиго, в
Испании, десять рыцарей в течение месяца обороняли мост от шестидесяти восьми соперников, проведя более семисот поединков. В XVI веке стали
популярны пешие поединки на коротких копьях, булавах и секирах. В Европе к участию в турнирах допускались исключительно лица благородного
происхождения. В Германии требования были более либеральны: иногда, чтобы получить разрешение, достаточно было сослаться на предка,
принимавшего участие в рыцарском турнире. Можно сказать, что главным пропуском на турнир был герб, доказывающий высокое происхождение
владельца и его положение в родовой иерархии. Для знатоков, каковыми были герольды, предъявленный герб содержал всю необходимую информацию.
Французское название геральдики -
"blason" - происходит от немецкого "blasen" - "трубить в рог" и объясняется тем, что когда рыцарь подъезжал к барьеру,
ограждавшему место проведения турнира, он трубил в рог, чтобы возвестить о своём прибытии. Тогда выходил герольд и по требованию судей турнира
описывал вслух герб рыцаря в доказательство его права принять участие в турнире
В XIII веке турниры были особенно кровопролитными. Представители лучших аристократических родов получали тяжелые увечья или гибли на турнирах. Но
церкви рыцари нужны были для крестовых походов, поэтому в 1130 году Клермонский собор запретил турниры и постановил лишать павших на них христианского
погребения. Папа Николай III отлучил от церкви участников турнира, разрешенного королем Филиппом III (1245-1285). Но скоро и короли вынуждены были
препятствовать проведению турниров, хотя и безуспешно.
Во время турниров случались настоящие побоища, так как рыцари распалялись и начинали сражаться насмерть. Но и
без таких эксцессов турнирные состязания были чреваты для рыцаря увечьями. Многие дворянские роды теряли на
турнирах лучших своих представителей. Впрочем, риск только добавлял зрелищу увлекательности и был вполне
оправдан: участие в турнире было великим почетом, слава победителей разносилась по всей Европе, воспоминания
о турнирных подвигах скрашивали рыцарям старость, а рассказы об отличившихся в турнирах родственниках передавались
от поколения к поколению. Кроме того, турнир мог принести неплохой заработок
участнику-победителю.
Предполагается, что русское слово "герб" заимствовано из польского
"herb" и встречается во многих славянских и германских наречиях
(herb, erb, irb)
в значении наследник или наследство.
Когда и при каких обстоятельствах у России появился герб – двуглавый Орел?
Ответ: В период правления Ивана Ш Васильевича появляется главная составная часть герба России - двуглавый орел. Дело в том, что в 1472 году Иван Ш заключил брак с наследницей Византийского престола царевной Софьей Палеолог. Родовым гербом Византийского государства был двуглавый орел, который символизировал Двуглавую Римско-Византийскую империю, охватывавшую Восток и Запад. И именно он был изображен на стяге, который везли впереди свадебного поезда цесаревны. Иван Ш воспринял это как великую честь (возможность встать рядом со всеми иными европейскими государствами) и принял герб как символ государства. Таким образом, двуглавый орел прилетел на русскую землю из Византии
В конце XV в. появляется двусторонняя государственная печать, на одной стороне которой - всадник, поражающий копьём дракона, а на другой двуглавый орёл. Точная дата появления печати неизвестна, но до наших дней сохранилась скреплённая ею грамота Ивана III о жаловании его племянникам волостей, выданная в 1497 г. Ранее, в 1479 г., Иван III выдал Соловецкому монастырю грамоту, скреплённую серебряной позолоченной буллой, имевшей изображение всадника, поражающего дракона. С этого момента символы, введённые Иваном III, становятся постоянными государственными эмблемами. Каковы же были причины их появления?
Относительно всадника можно сделать следующие предположения. Всадник-змееборец это одновременно и Георгий Победоносец, любимый святой европейской военной аристократии, и символическое изображение князя, встречающееся на русских княжеских печатях ещё с XIII в. (кроме того, изображение всадника типично для княжеских и королевских печатей Западной и Восточной Европы в XIII-XV вв.), и знак преемственности московских князей - через владимирских - от киевских, чьим покровителем считался св. Георгий
Иван III, стремящийся поставить себя наравне с крупнейшими европейскими монархами, должен был знать о том, что двуглавый орёл символизирует высокое положение западных императоров и указывает на их происхождение от Рима. Новый титул Ивана III приравнивал его сначала к Великому князю литовскому, а затем к императору Священной Римской империи, гербом которой в XV в. стал двуглавый орёл. Западноевропейские монархи считали себя прямыми потомками римских императоров, и Иван III решил присоединиться к этой традиции. В XIV в. оформляется теория происхождения русских государей от римского императора Августа. Внук Ивана III Иван IV Грозный так ответил на замечание шведского короля Юхана III по поводу знаков власти: "А что писал еси о Римского царства печати, и у нас своя печать от прародителей наших, а и римская печать нам не диво: мы от Августа Кесаря родством ведёмся". Эта теория отвечала новой политической ситуации: выход России на международную арену и превращение её в одну из ведущих стран Европы требовали уравнения русского государя с другими европейскими государями. Особенно Ивану III хотелось встать в один ряд с императорами Священной Римской империи, чьим символом был двуглавый орёл. В этом, видимо, и заключается ответ на вопрос о причинах избрания им двуглавого орла в качестве государственной эмблемы.
Ответ учащихся : Герб – отличительный знак, символ города, государства, сословия, рода, отдельного человека.
Итак, это символ, а символ, по трактовке словаря иностранных слов, художественный образ, воплощающий какую-то идею.
Вопрос: Вспомните, у кого впервые в Западной Европе появились гербы?
Ответ: У рыцарей это был отличительный знак одного человек
Первым английским королём, имевшим личный герб, был Ричард I Львиное сердце (1157-1199). Его три золотых леопарда использовались с тех пор всеми
королевскими династиями Англии.
В развитии геральдики большую роль сыграли крестовые походы.
Почему?
Во время крестовых походов европейские феодалы, которые были хорошо всем известны у себя на родине, влились в огромное интернациональное войско
и на общем фоне потеряли обычно ярко выраженную внешнюю индивидуальность, из-за чего и возымели потребность как-то выделять себя из массы таких
же рыцарей, демонстрировать свою национальную, родовую и военную принадлежность. Завоевания крестоносцев всегда сопровождались ужасным разбоем
и грабежом, поэтому было установлено правило, согласно которому рыцарь, первым ворвавшийся в любой дом взятого города, объявлялся собственником
всего, что в нем находилось. Рыцари должны были как-то отмечать награбленное, чтобы оградить его от посягательств соратников. С появлением гербов эта
проблема решалась прибиванием к двери дома щита с гербом его нового владельца. Такую потребность имели не только отдельные крестоносцы, но и
крупные военачальники: жители взятых их отрядами домов и кварталов вывешивали у себя знамена этих войск, чтобы не подвергнутся грабежу со стороны
других феодалов. Здесь следует отметить, что конфликты из-за дележа добычи, стычки и споры за честь взятия того или иного города возникали в среде
крестоносцев постоянно. Еще можно добавить, что все крестовые походы были очень плохо организованы. При подготовке военных операций царила полная
неразбериха, а во время сражений происходила всеобщая свалка. Все свои раздоры, алчность, коварство и жестокость, от которых стонала Европа, светские
и церковные феодалы принесли с собой на Восток. Позднее это (как и традиционно предательская политика Византии) приведет к краху крестоносного
движения и изгнанию европейцев с захваченных территорий, а пока назрела необходимость как-то упорядочить ситуацию. Пример был перед глазами:
арабские воины пользовались щитовыми эмблемами, как правило состоящими из надписей или рисунков цветов и фруктов. Этот обычай, как и множество
других, был заимствован крестоносцами и стал одним из камней в фундаменте зарождающейся геральдик
Турниры надолго стали неотъемлемой частью западноевропейской жизни. К участию в них допускались только рыцари с безупречной репутацией.
Нарушение рыцарского кодекса грозило ужасным позором. Около 1292 года были введены новые, более безопасные правила для турниров -
"Statutum Armorum". Можно было пользоваться только тупым оружием. Каждому рыцарю разрешалось иметь только трёх оруженосцев. В поединках
теперь применялись специальные копья, легко ломающиеся при ударе. Запрещалось сражаться вне очереди, ранить лошадь противника, наносить
удары иначе, чем в лицо или грудь, продолжать бой после того как противник поднял забрало, выступать группой против одного. Нарушители лишались
оружия, лошадей и заключались в тюрьму на срок до трёх лет.
Из дикого кровавого побоища турниры эволюционировали в красочные театрализованные представления, где формальности приобретали всё большее
значение, а собственно борьба стала менее важной и более условной. Например, в "Турнире Мира", проведённом в Виндзорском парке в Англии в 1278
году, употреблялись мечи, сделанные из обтянутого пергаментом китового уса, и посеребрённые, шлемы из варёной кожи и щиты из лёгкого дерева.
За определённые достижения в состязании рыцарь получал очки (например, премиальные очки начислялись за сбитое навершие). Победителя определяли
коронованные особы, старейшие рыцари или специально назначенные судьи (нередко - герольды), иногда вопрос о победителе решали дамы, в честь
которых сражались рыцари. Турниры традиционно были проникнуты подчёркнуто благоговейным отношением к женщине, составлявшим едва ли не
основу рыцарского кодекса. Награда победителю в турнире доставалась из рук дамы. Рыцари выступали украшенные каким-нибудь значком,
полученным от своих дам. Иногда дамы приводили своих рыцарей связанными цепью - цепь считалась символом особой чести и доставалась лишь
избранным. В каждом состязании последний удар наносился в честь дамы, и здесь рыцари особенно старались отличиться. После турнира дамы вели
победителя во дворец, где его разоружали и устраивали в его честь пир, на котором герой занимал самое почётное место. Имена победителей
заносились в особые списки, их подвиги передавались потомкам в песнях менестрелей. Победа в турнире приносила и материальные выгоды: иногда
триумфатор отбирал у противника лошадь и оружие, брал его в плен и требовал выкупа. Для многих бедных рыцарей это был единственный способ добыть
средства к существованию.
С пятницы до воскресенья, когда турниры разрешались церковью, каждый день шли поединки, а вечерами устраивались танцы и празднества.
Существовало несколько видов состязаний: конные ристания, когда рыцарь должен был выбить противника из седла ударом копья; битва мечами;
метание копий и стрел; осада деревянных замков, выстроенных специально для турниров. Другим, помимо турнира, способом проявить храбрость была
"защита проходов". Группа рыцарей объявляла, что в честь своих дам будет оборонять какое-либо место от всех желающих. Так, в 1434 году при Орбиго, в
Испании, десять рыцарей в течение месяца обороняли мост от шестидесяти восьми соперников, проведя более семисот поединков. В XVI веке стали
популярны пешие поединки на коротких копьях, булавах и секирах. В Европе к участию в турнирах допускались исключительно лица благородного
происхождения. В Германии требования были более либеральны: иногда, чтобы получить разрешение, достаточно было сослаться на предка,
принимавшего участие в рыцарском турнире. Можно сказать, что главным пропуском на турнир был герб, доказывающий высокое происхождение
владельца и его положение в родовой иерархии. Для знатоков, каковыми были герольды, предъявленный герб содержал всю необходимую информацию.
Французское название геральдики -
"blason" - происходит от немецкого "blasen" - "трубить в рог" и объясняется тем, что когда рыцарь подъезжал к барьеру,
ограждавшему место проведения турнира, он трубил в рог, чтобы возвестить о своём прибытии. Тогда выходил герольд и по требованию судей турнира
описывал вслух герб рыцаря в доказательство его права принять участие в турнире
В XIII веке турниры были особенно кровопролитными. Представители лучших аристократических родов получали тяжелые увечья или гибли на турнирах. Но
церкви рыцари нужны были для крестовых походов, поэтому в 1130 году Клермонский собор запретил турниры и постановил лишать павших на них христианского
погребения. Папа Николай III отлучил от церкви участников турнира, разрешенного королем Филиппом III (1245-1285). Но скоро и короли вынуждены были
препятствовать проведению турниров, хотя и безуспешно.
Во время турниров случались настоящие побоища, так как рыцари распалялись и начинали сражаться насмерть. Но и
без таких эксцессов турнирные состязания были чреваты для рыцаря увечьями. Многие дворянские роды теряли на
турнирах лучших своих представителей. Впрочем, риск только добавлял зрелищу увлекательности и был вполне
оправдан: участие в турнире было великим почетом, слава победителей разносилась по всей Европе, воспоминания
о турнирных подвигах скрашивали рыцарям старость, а рассказы об отличившихся в турнирах родственниках передавались
от поколения к поколению. Кроме того, турнир мог принести неплохой заработок
участнику-победителю.
Предполагается, что русское слово "герб" заимствовано из польского
"herb" и встречается во многих славянских и германских наречиях
(herb, erb, irb)
в значении наследник или наследство.
Когда и при каких обстоятельствах у России появился герб – двуглавый Орел?
Ответ: В период правления Ивана Ш Васильевича появляется главная составная часть герба России - двуглавый орел. Дело в том, что в 1472 году Иван Ш заключил брак с наследницей Византийского престола царевной Софьей Палеолог. Родовым гербом Византийского государства был двуглавый орел, который символизировал Двуглавую Римско-Византийскую империю, охватывавшую Восток и Запад. И именно он был изображен на стяге, который везли впереди свадебного поезда цесаревны. Иван Ш воспринял это как великую честь (возможность встать рядом со всеми иными европейскими государствами) и принял герб как символ государства. Таким образом, двуглавый орел прилетел на русскую землю из Византии
В конце XV в. появляется двусторонняя государственная печать, на одной стороне которой - всадник, поражающий копьём дракона, а на другой двуглавый орёл. Точная дата появления печати неизвестна, но до наших дней сохранилась скреплённая ею грамота Ивана III о жаловании его племянникам волостей, выданная в 1497 г. Ранее, в 1479 г., Иван III выдал Соловецкому монастырю грамоту, скреплённую серебряной позолоченной буллой, имевшей изображение всадника, поражающего дракона. С этого момента символы, введённые Иваном III, становятся постоянными государственными эмблемами. Каковы же были причины их появления?
Относительно всадника можно сделать следующие предположения. Всадник-змееборец это одновременно и Георгий Победоносец, любимый святой европейской военной аристократии, и символическое изображение князя, встречающееся на русских княжеских печатях ещё с XIII в. (кроме того, изображение всадника типично для княжеских и королевских печатей Западной и Восточной Европы в XIII-XV вв.), и знак преемственности московских князей - через владимирских - от киевских, чьим покровителем считался св. Георгий
Иван III, стремящийся поставить себя наравне с крупнейшими европейскими монархами, должен был знать о том, что двуглавый орёл символизирует высокое положение западных императоров и указывает на их происхождение от Рима. Новый титул Ивана III приравнивал его сначала к Великому князю литовскому, а затем к императору Священной Римской империи, гербом которой в XV в. стал двуглавый орёл. Западноевропейские монархи считали себя прямыми потомками римских императоров, и Иван III решил присоединиться к этой традиции. В XIV в. оформляется теория происхождения русских государей от римского императора Августа. Внук Ивана III Иван IV Грозный так ответил на замечание шведского короля Юхана III по поводу знаков власти: "А что писал еси о Римского царства печати, и у нас своя печать от прародителей наших, а и римская печать нам не диво: мы от Августа Кесаря родством ведёмся". Эта теория отвечала новой политической ситуации: выход России на международную арену и превращение её в одну из ведущих стран Европы требовали уравнения русского государя с другими европейскими государями. Особенно Ивану III хотелось встать в один ряд с императорами Священной Римской империи, чьим символом был двуглавый орёл. В этом, видимо, и заключается ответ на вопрос о причинах избрания им двуглавого орла в качестве государственной эмблемы.
@темы: Хомячка::Уроки истории